Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков [Ш,Щ,Ж,Ч]

Если дошкольник не произносит шипящих звуков [ Ш, Щ, Ж,Ч ] можно попробовать помочь ему самостоятельно в домашних условиях. По логопедическим нормативам эти звуки должны появиться в возрасте 5 лет, но правильная артикуляция базового звука [ Ш ] довольно сложная, требует слаженной работы губ, языка, челюстей,, мягкого неба, у ребенка должен быть сформирован верхний подъем языка, поэтому в первую очередь необходимо начать выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Ш, Щ, Ж,Ч]

Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что у детей вялые, "дряблые" щеки, особенно это касается "пухлячков". Из за слабого тонуса при попытке произнести шипящий звук (Ш), щеки начинают раздуваться парусами и , как результат, происходит искажение звука. Мы слышим неряшливый, хлюпающий шум.

Слабые щеки одна из причин появления щечного и бокового сигматизма.

Щечная мышца, ответственна за сосательный рефлекс, крепится к уголкам рта и умеет:

  • Оттягивать уголки рта при улыбке.;
  • Прижимать щеки к зубам и сжимать их;
  • Предохранять слизистую оболочку ротовой полости от прикусывания при жевании;

Поэтому я рекомендую уделять особое внимание щечным мышцам и регулярно выполнять комплекс несложных артикуляционных упражнений, которые я размещаю ниже.
И тогда в речи ребенка появятся акустически красивые шипящие звуки.

Маме, кстати, они тоже будут очень полезны и подарят лифтинг эффект. Попробуй, они очень эффективны!


Если твоему ребенку нужна помощь специалиста?
Ты подозреваешь, что что-то идет не так в речевом развитии твоего ребенка?
Тебе тревожно, ребенок плохо выговаривает слова?
Ты можешь забронировать за собой время и оставить запись в листе ожидания тут

Тест опросник для оценки речевого развития дошкольника

Попроси ребенка выполнить несколько заданий. Ни в коем случае не говори о том, что ты собираешься его проверять. После каждого задания записывай баллы себе в блокнотик

Заполни форму и я в ближайшее время свяжусь с тобой.

Надо выбрать слово, которое начинается на звук [ А ] и заканчивается на звук [ О ]
Попроси повторить слоговые цепочки: ВА ФА ВА; СА ЗА СА; ЧА ТЯ ЧА; СЯ ЩА СЯ; СА ША СА; ЗА ЖА ЗА;
Попроси поделить слова на слоги: ЛОБ,РЫБА, МЫШЬ, САМОЛЕТ, ВОДОПРОВОДЧИК
Попроси выполнить задание: Сожми правую руку в кулак, разожми, хлопни в ладоши, коснись левой рукой макушки
Пусть объяснит, что означают слова: ГРОЗА, АКВАРИУМ, ВИНЕГРЕТ, КОРНИ, ТРОТУАРТ
Попроси описать свою любимую игрушку?

Теперь подсчитай баллы по всем заданиям и ознакомься с результатом.


20 - 25 баллов высокий уровень готовности к школе. Так держать!


15 - 20 средний уровень речевой готовности к школе. Рекомендуется обратиться к логопеду или заниматься самостоятельно..


0 - 15 низкий уровень речевой готовности к школе. Необходима регулярная, систематическая работа по речевому развитию


Если тест показал, что нужна помощь - обращайся с удовольствием помогу твоему ребенку.

Самые важные вопросы и ответы на них

Также тебе может быть ИНТЕРЕСНО

    ЧесТный логопед

    Персональный сайт логопеда Юлии Чесноковой. Все права защищены.

    Политика конфиденциальности

    chestniilogoped@mail.ru

    Made on
    Tilda