Русский звук Р считается самым сложным "взрослым" звуком. Для того, чтобы его произнести правильно движения речевого аппарата должны быть предельно точными и скоординированными. В норме звуки [ Л, ЛЬ ] появляются к 4,5 - 5 годам и уже после к 5 - 6 годам появляются звуки [ Р / Рь ]
Именно из-за слабо развитого артикуляционного аппарата и неправильно поставленного речевого дыхания, слабого выдоха дети не могут выйти в норму и научиться самопроизвольно произносить эти звуки.
Выход есть. Это систематическое, регулярное выполнение речевых упражнений на развитие мышц артикуляционного аппарата.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [ Р, РЬ, Л, Ль ] поможет в этом.
Приоткрыть рот, высунуть язык далеко вперед, напрячь его и сделать узким, как "Иголка". Удерживать в таком положении на счет до 5/10. Выполнить 5 - 10 раз.
! Следим за тем, чтобы язык не касался зубов, а рот был открыт.
СТИХИ: Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять, Иголку я могу держать!
Широко раскрыть рот. Кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки (альвеолы) Удерживаем в таком положении на счет до 5/10. Выполнить 5 - 10 раз.
Следим за тем, чтобы язык не подворачивался. Желательно чередовать широкий / узкий язык
СТИХИ: Улыбаюсь рот открыт: "Парус" там уже стоит. Прислоню язык смотри, К зубкам верхним изнутри.
Широко открыть рот, широким кончиком языка гладим небо вперед назад, от зубов к горлу. Выполняем до 5 - 10 раз.
Следим за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
СТИХИ: Станем все мы малярами, Кисточка - наш язычок. Мы покрасим в окнах - рамы, А потом весь потолок.
Просим открыть рот и широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед и назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ,БЛ ,БЛ. Выполняем до 10 раз.
Следим за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
СТИХИ: Я индюк "балды - балда", Разбегайтесь кто куда.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком: ДДДД или ДЫН -ДЫН-ДЫН. Сначала произносить медленно , постепенно убыстряя темп. Выполнить до 5/10. Рот широко открыт.
СТИХИ: Язычок мой крепким станет, Барабанить не устанет. Барабана страшный гром Оглушит огромный дом!
Просим ребенка широко открыть рот, присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку, и пощелкать языком медленно и сильно. Выполняем до 10 раз.
Следим за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Работает только язык.
СТИХИ: Язык к верху поднимаю И за зубы убираю. На лошадке прокачусь, Звонко цокать научусь.
Просим широко открыть рот, присосать широкий язык всей плоскостью к верхнему небу. Удерживать в таком положении до 5 / 10 счетов. Рот открыт.
СТИХИ: На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд - молчок!
Улыбнуться широким оскалом, рот открыт, сделать "Грибочек", присосать широкий язык к небу. Далее не отрывая язык, открывать и закрывать рот. Зубы не смыкать. Выполнить 5 / 10 раз.
СТИХИ: Присосу язык на небо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз - У нее такой круиз.
Если твоему ребенку нужна помощь специалиста? Ты подозреваешь, что что-то идет не так в речевом развитии твоего ребенка? Тебе тревожно, ребенок плохо выговаривает слова? Ты можешь забронировать за собой время и оставить запись в листе ожиданиятут
Тест опросник для оценки речевого развития дошкольника
Попроси ребенка выполнить несколько заданий. Ни в коем случае не говори о том, что ты собираешься его проверять. После каждого задания записывай баллы себе в блокнотик
Заполни форму и я в ближайшее время свяжусь с тобой.
Самые важные вопросы и ответы на них
Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Желательно каждый день по 2-3 упражнения за раз.
Постараться заинтересовать его через эмоциональную игру. Обязательно поощрять, хвалить. Мотивировать.
Однозначно ,да. Очень важно с ребенком во время запуска речи делать артикуляционную гимнастику: дуть в дудочку, облизывать губы, надувать щечки, делать болтушку. От подвижности речевых органов, умения ими управлять зависит чистота произношение.
При отборе упражнений важно учитывать возраст ребенка, его умения, цели и задачи. И лучше всего обратиться за этим к логопеду.
Также тебе может бытьИНТЕРЕСНО
ЧесТный логопед
Персональный сайт логопеда Юлии Чесноковой. Все права защищены. chestniilogoped@mail.ru