Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков [С,СЬ,З,ЗЬ,Ц]


В норме к 4 годам у детей формируется определенная база звуков раннего онтогенеза
[ М, Н, Т, П, Д, В, Ф ] и они осваивают группу свистящих звуков таких, как [ С, СЬ, З, Зь, Ц ].

Но в наше время дети не дотягивают до этой нормы и свистящие звуки в своей речи заменяют на другие, например, вместо Сумка будет у ребенка Тумка, или произносят межзубно, когда кончик языка вываливается между зубов и мы слышим призвук шепелявости [ТСШ] Встречается и боковое произношение, когда язык пропускает воздух через боковые края и мы слышим хлюпающие, неряшливые звуки, далекие от звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, а бывает и вовсе эти звуки пропускаются и тогда уже вместо Сумка будет Умка.


Причины неправильного произношения могут быть разными и чтобы определить характер нарушения необходимо обратиться к логопеду

Ниже комплекс артикуляционных упражнений, которые помогут сформировать правильный базовый уклад свистящих звуков.

Одним из требований к произнесению свистящих звуков является то, что воздушная струя должна проходить точно по срединой линии языка. Отклонение воздушной струи в одну из сторон будет искажать произношение. А язык должен своим кончиком упираться в основание нижних резцов в форме горки.

Надо помнить и знать о том, что часто за межзубным произношением свистящих звуков стоят Миофункциональные Нарушения ( МФН ).

Миофункциональные Нарушения (МФН) - это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы ( глотание, жевание, дыхание, положение языка в полости рта )

При подобных нарушениях не стоит заниматься самолечением, артикуляционная гимнастика в домашних условиях не поможет. Вы только потеряете время. Необходимо обратиться к миофункциональному терапевту для устранения первопричины нарушения.


Если твоему ребенку нужен логопед?
Ты подозреваешь, что что-то идет не так в речевом развитии твоего ребенка?
Тебе тревожно, ребенок плохо выговаривает слова?
Ты можешь забронировать за собой время и оставить запись в листе ожидания тут

Тест опросник для оценки речевого развития дошкольника

Попроси ребенка выполнить несколько заданий. Ни в коем случае не говори о том, что ты собираешься его проверять. После каждого задания записывай баллы себе в блокнотик

Заполни форму и я в ближайшее время свяжусь с тобой.

Надо выбрать слово, которое начинается на звук [ А ] и заканчивается на звук [ О ]
Попроси повторить слоговые цепочки: ВА ФА ВА; СА ЗА СА; ЧА ТЯ ЧА; СЯ ЩА СЯ; СА ША СА; ЗА ЖА ЗА;
Попроси поделить слова на слоги: ЛОБ,РЫБА, МЫШЬ, САМОЛЕТ, ВОДОПРОВОДЧИК
Попроси выполнить задание: Сожми правую руку в кулак, разожми, хлопни в ладоши, коснись левой рукой макушки
Пусть объяснит, что означают слова: ГРОЗА, АКВАРИУМ, ВИНЕГРЕТ, КОРНИ, ТРОТУАРТ
Попроси описать свою любимую игрушку?

Теперь подсчитай баллы по всем заданиям и ознакомься с результатом.


20 - 25 баллов высокий уровень готовности к школе. Так держать!


15 - 20 средний уровень речевой готовности к школе. Рекомендуется обратиться к логопеду или заниматься самостоятельно..


0 - 15 низкий уровень речевой готовности к школе. Необходима регулярная, систематическая работа по речевому развитию


Если тест показал, что нужна помощь - обращайся с удовольствием помогу твоему ребенку.

Самые важные вопросы и ответы на них

Также тебе может быть ИНТЕРЕСНО

    ЧесТный логопед

    Персональный сайт логопеда Юлии Чесноковой.
    Все права защищены.
    chestniilogoped@mail.ru
    Made on
    Tilda